Рубрика: Официоз

02.05.2011

Итоги работы Ространснадзора в 2010 году

А.И. Касьянов - Руководитель Ространснадзора

Выдержки из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Ивановича Касьянова на расширенной коллегии Ространснадзора, 1 марта 2011г. в сфере гражданской авиации

 

По состоянию на 1 января 2011 г. под надзором Госавианадзора находятся около 4,4 тыс. субъектов гражданской авиации, имеющих сертификат (лицензию) на право осуществления деятельности в сфере воздушного транспорта или имеющих зарегистрированные в установленном порядке воздушные суда, в том числе 159 эксплуатантов коммерческой авиации, 152 эксплуатанта авиации общего назначения, 329 аэродромов, 291 аэропорт, 1687 посадочных площадок.

В 2010 году Госавианадзором проведено 496 проверок субъектов гражданской авиации. В сравнении с количественными показателями инспекторской деятельности в 2009 году (проведено 914 проверок) общее количество проверок в 2010 году уменьшилось на 46%, но при этом эффективность инспекторского реагирования повысилась.

В ходе проверок выявлено 3485 недостатков и нарушений законодательства о гражданской авиации.

По выявленным нарушениям законодательства Российской Федерации были приняты меры инспекторского и административного воздействия: выписано 1099 инспекторских предписаний, по выявленным административным правонарушениям оформлено 653 протокола, вынесено 736 постановлений и определений о привлечении к административной ответственности, 124 материала направлено в суды.

Наложено штрафов на сумму 4 млн. 236 тыс. рублей, в доход государства перечислено 3 млн. 217 тыс. рублей.

Показатели уровня безопасности полетов практически не изменились.

В 2010 году с гражданскими воздушными судами Российской Федерации произошло 24 авиационных происшествия, в том числе 11 катастроф, в которых погибло 34 человека, и 13 аварий.

За аналогичный период 2009 года произошло 24 авиационных происшествия, из них - 14 катастроф, в которых погиб 61 человек, и 10 аварий.

Количество катастроф в 2010 году сократилось на 21%, количество погибших в них сократилось на 44%.

В коммерческой авиации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф (погибло 25 человек) и 7 аварий. В сравнении с 2009 годом общее число авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой авиации осталось неизменным, количество катастроф сократилось на 17%, количество погибших в них человек уменьшилось на 36%.

В авиации общего назначения (далее - АОН) в 2010 году произошло 12 авиационных происшествий, из них - 6 катастроф, в которых погибло 9 человек, и 6 аварий. В сравнении с 2009 годом общее число авиационных происшествий в АОН не изменилось, при этом число катастроф сократилось на 25%, а количество погибших в них человек уменьшилось на 59%.

Наибольшее количество авиационных происшествий произошло у эксплуатантов, поднадзорных:

- УГАН НОТБ по Южному федеральному округу - 4 авиационных происшествия, из них - 2 катастрофы, в которых погибло 3 человека:

- УГАН НОТБ по Центральному федеральному округу 4 авиационных происшествия, из них - 1 катастрофа, в которой погибло 2 человека.

Большинство авиационных происшествий АОН в 2010 году (67% от общего количества) произошло с воздушными судами владельцев, не имеющих свидетельства эксплуатанта АОН. При этом степень тяжести этих авиационных происшествий значительно выше: 83% катастроф и 89% погибших от общего количества в АОН.

В 2010 году основными факторами, снижающими уровень безопасности полетов, явились:

- нормативно-правовое неурегулироваиие отдельных направлений деятельности субъектов гражданской авиации;

- нарушение установленных требований при подготовке и переподготовке
авиационного персонала, в том числе летного состава;

- системные нарушения правил использования воздушного пространства России, в первую очередь владельцами воздушных судов, не имеющими свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения;

- значительный износ основных фондов объектов наземной инфраструктуры, особенно аэропортовых объектов федеральной собственности, что увеличивает риски и снижает уровень безопасности полетов;

- невыполнение экипажами действий, определенных Руководствами по летной эксплуатации, Инструкциями по взаимодействию и технологии работы членов экипажа на всех этапах полета;

- несоответствие характеристик действующих тренажеров характеристикам эксплуатируемых воздушных судов, влияющих на качество подготовки летных экипажей;

- низкий уровень натренированности экипажей воздушных судов в заходе на посадку в сложных метеоусловиях;

- эксплуатация «стареющего парка» воздушных судов отечественного и
зарубежного производства в условиях отсутствия современных требований к
ремонту, продлению ресурсов агрегатов и узлов.

Острой проблемой остается организация государственного контроля и надзора за деятельностью авиации общего назначения. Действующая правовая база не позволяет организовать эффективный надзор за летной эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушных судов эксплуатантами АОН, не имеющими свидетельства эксплуатанта АОН. Не установлена юридическая ответственность эксплуатантов АОН, не имеющих свидетельства эксплуатанта АОН, за нарушения правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушного судна.

Участились случаи нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации сверхлегкими воздушными судами авиации общего назначения (мотопарапланы, мотодельтапланы и т.п.).

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации сверхлегкие воздушные суда не подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов АОН, механизм регистрации пользователей воздушного пространства отсутствует, в связи с чем выявление нарушителей и, как следствие, применение к ним мер воздействия представляет определенную сложность.

В последнее время увеличилось количество чрезвычайных и сбойных ситуаций на воздушном транспорте, связанных с аномальными погодными условиями. Только в 2010 году они возникали 4 раза по причинам:

- выброса пепла от извержения вулкана в Исландии (апрель);

- задымления в период пожаров (июль-август); - мощного грозового фронта над Домодедово (сентябрь); - «ледяного дождя» (декабрь).

Системный анализ ситуации, произошедшей 26-31 декабря 2010 г. в аэропортах Московского аэроузла, выявил проблемные вопросы государственного регулирования и обеспечения функционирования транспортного комплекса в сбойных (чрезвычайных) ситуациях, в том числе обусловленных факторами природного и техногенного характера.

Ространснадзором подготовлены и направлены в Совет Федерации Федерального Собрания, Минтранс России предложения по внесению изменений в нормативную правовую базу гражданской авиации и предложения по мероприятиям уполномоченных органов исполнительной власти по недопущению повторяемости критических ситуаций в транспортном комплексе до внесения изменений.

Для Госавианадзора 2010 год стал первым годом деятельности в новой организационно-штатной структуре и с новыми функциями.

Результаты этой деятельности были рассмотрены на заседании Коллегии Ространснадзора 24 августа 2010 г. по вопросу «О мерах по повышению эффективности надзора за деятельностью в гражданской авиации в условиях новой организационно-штатной структуры».

Высокая эффективность проведения инспекторских проверок достигнута в УГАН НОТБ по Сибирскому, Южному и Центральному федеральным округам.

Низкая результативность инспекторских проверок в УГАН НОТБ по Северо-Западному и Приволжскому федеральным округам.

Задачи на 2011 год:

1.При проведении контрольно-надзорных мероприятий основные усилия
направить на выявление и устранение характерных причин авиационных событий.

2.В полной мере применять полномочия государственных транспортных инспекторов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

3.Разработать методические и нормативные документы в соответствии сновыми функциями по осуществлению контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности.

4.По результатам мониторинга состояния безопасности полетов, по авиационным событиям проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства Российской Федерации субъектов гражданской авиации, 1 принимать меры оперативного реагирования, в полном объеме используя предоставленные законодательством государственным инспекторам права,

5.Организовать обучение государственных инспекторов по всем направлениям деятельности Госавианадзора.

Надзор и контроль за авиационной и транспортной безопасностью, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением транспортного комплекса

В 2010 году контрольно-надзорные мероприятия проводились в отношении субъектов транспортной инфраструктуры на основании ежегодного плана проверок, как правило, комплексными комиссиями, включающими представителей МВД и ФСБ России, органов транспортной прокуратуры.

По результатам 356 инспекторских проверок выявлено 1462 нарушения требований нормативных правовых актов, выписано 288 обязательных для исполнения предписаний, составлено 175 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических, должностных и физических лиц.

Сотрудниками транспортной безопасности принято участие в 763 проверках, проводимых территориальными управлениями Ространснадзора, транспортной прокуратурой и антитеррористическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

Общая сумма взысканных штрафов превысила 900 тыс. рублей.

По итогам работы 2010 года наилучшие показатели контрольно-надзорной деятельности достигнуты в управлениях по Сибирскому, Южному и Дальневосточному федеральным округам.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) на всех видах транспорта позволил правильно оценить обстановку и использовать данную информацию при планировании надзорных мероприятий, оперативно и качественно принимать управленческие решения, направленные на недопущение нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, полностью исключить АНВ не удалось.

Всего за 2010 год в транспортной сфере было совершено 130 АНВ, в том числе: 59 - на воздушном транспорте, 64 - на железнодорожном (45% всех АНВ, и в основном на Северо-Кавказской железной дороге), 5 - на автомобильном транспорте и 2 - на морском и речном транспорте.

В результате совершенных АНВ погиб 1 и травмировано 13 человек.

Анализ статистики АНВ в деятельность транспортного комплекса выявил их резкий рост в 2009-2010 гг. и говорит о том, что террористическая угроза, в том числе со стороны международных террористических организаций, продолжает сохраняться.

В целях повышения эффективности функционирования системы обеспечения транспортной безопасности Ространснадзором были выделены следующие направления деятельности:

- повышение качества проведения контрольно-надзорных мероприятий с целью выявления нарушений, имеющих системный характер, и эффективности применения всего спектра имеющихся полномочий для устранения таких нарушений;

- проведение проверок в сфере обеспечения транспортной безопасности в тесном взаимодействии с подразделениями ФСБ, МВД, органами прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации, что особенно актуально в связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ;

- взаимодействие с антитеррористическими комиссиями субъектов
Российской Федерации в вопросах контроля за состоянием транспортной
безопасности на потенциально опасных объектах транспортного комплекса;

- внесение изменений в Уголовный кодекс и КоАП об усилении ответственности за нарушения в сфере транспортной безопасности. Введение статей прямого действия, предусматривающих ответственность как юридического, так ифизического лица за нарушения требований транспортной безопасности;

- профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных инспекторов в сфере надзора за обеспечением транспортной безопасности.

В территориальных управлениях Ространснадзора созданы дежурно-диспетчерские службы (далее - ДДС). По каждому событию в транспортном комплексе ДДС собирается информация о типе, эксплуатанте и владельце транспортного средства, о наличии и сроках действия разрешительного документа на право осуществления перевозочной деятельности (лицензии, сертификата), о количестве погибших, пострадавших, о ходе выполнения поисковых и восстановительных работ, а также дополнительная информация по видам транспорта.

Значительная работа проведена в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения.

В 2010 году Центральной аттестационной комиссией (далее - ЦАК) было рассмотрено 53 комплекта аттестационных документов, подготовленных территориальными ведомственными аттестационными комиссиями. Качество оформления представляемых в ЦАК документов повысилось. Вместе с тем отмечаются случаи возврата документов на доработку в территориальные ведомственные аттестационные комиссии. Проведено 10 заседаний, по результатам которых аттестовано 31 аварийно-спасательное формирование. Отказано в аттестации 13 юридическим лицам.

Территориальными ведомственными аттестационными комиссиями было аттестовано 30 аварийно-спасательных служб и формирований.

В 2010 году в перечень поднадзорных Ространснадзору предприятий дополнительно вошли 19 организаций:

- ФГУ «Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания»;

- 7 авиационных поисково-спасательных центров, в составе которых 47 региональных поисково-спасательных баз, 7 региональных координационных центров поиска и спасания, 75 воздушных судов в 41 авиакомпании, осуществляющих поисково-спасательные полеты;

- 11 самостоятельных региональных поисково-спасательных баз.

- Особое внимание уделялось обеспечению транспортной безопасности транспортного комплекса на олимпийских объектах в г. Сочи.

В соответствии с «Планом основных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по осуществлению контроля и надзора за обеспечением безопасного функционирования транспортного комплекса в период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году» осуществляется постоянный мониторинг состояния транспортной безопасности 43 олимпийских объектов, в составе которых 92 сооружения транспортной инфраструктуры.

В 2010 году в целях надзора за обеспечением безопасности олимпийских транспортных объектов Ространснадзором проведен ряд мероприятий:

- проверка состояния транспортной безопасности 14 объектов дорожного хозяйства. В результате чего государственному заказчику работ - ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» выписано предписание на устранение выявленных нарушений;

- проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, участвующих в программе строительства олимпийских объектов и организации проведения Олимпиады 2014 года в городе Сочи. Выявлен низкий уровень организации и подготовки структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги» в вопросах антитеррористической защищенности и противодействия терроризму. По итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;

- проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в ОАО «Сочинский морской торговый порт». По итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;

- совместная командно-штабная тренировка в ОАО «Сочинский морской торговый порт» по отработке действий служб охраны при получении информации о проникновении нарушителей на территорию морского порта

- совместно с транспортной прокуратурой Южного федерального округа проверка ООО «Морской торговый порт» города Сочи по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте»;

- совместно с представителями Росавиации проведен инспекторский контроль авиационной безопасности в ОАО «Международный аэропорт Сочи»;

- совместно с Сочинской транспортной прокуратурой внеплановая проверка безопасности гидротехнических сооружений морского порта Сочи и их соответствия нормам технических характеристик по безопасной посадке и высадке пассажиров, а также швартовки морских судов.

В ходе проведенных проверок был выявлен ряд проблемных вопросов.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не определен механизм охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водной акватории. В связи с чем необходимо внести дополнения в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы транспортной безопасности, о порядке и механизмах охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водных акваторий. Кроме того, предусмотреть государственное финансирование обеспечения ведомственной охраны границ морских портов в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации».

С целыо реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ разработан и находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах государственной власти проект приказа Минтранса России, устанавливающий требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Задачи на 2011 год:

1.Сосредоточить усилия на реализации мероприятий, предусмотренных Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте.

2.Организовать подготовку и проведение проверки Комиссией ИКАО деятельности Российской Федерации в сфере авиационной безопасности.

3.Совершенствовать работу:

- по развитию автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (в первую очередь, при осуществлении перевозок опасных грузов с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS);

- по организации дистанционного контроля и надзора готовности, дислокации и перемещения дежурных сил и средств функциональных подсистем Минтранса России, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.

4.Повысить эффективность деятельности инспекторского состава территориальных подразделений транспортной безопасности, в первую очередь, находящегося в отрыве от мест дислокации отделов надзора за обеспечением транспортной безопасности путем привлечения сотрудников профильных управлений центрального аппарата Ространснадзора.

5.  Обеспечить мониторинг состояния транспортной безопасности: - олимпийских объектов в городе Сочи;

- объектов транспортной инфраструктуры в городе Владивостоке, в связи с подготовкой к проведению саммита глав государств и правительств стран-участниц форума «АТЭС» в 2012 году;

- объектов транспортной инфраструктуры в городе Казани при подготовке к проведению Универсиады-2013.

6.Организовать взаимодействие и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях и происшествиях с субъектами транспортного комплекса, администрациями и муниципальными образованиями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

 


Источник: Ространснадзор

 

Просмотров: всего 9368, сегодня 4

Обсуждения

05.09.2013

Резервы для совершенствования поршневых двигателей

Публикуем "без купюр" статью о разработке новой конструкции мотора от самодеятельного конструктора

Просмотров: всего 10152, сегодня 6

читать

23.04.2013

Полеты местного значения

2013 год стал переломным для «малой» авиации: 1 апреля стартовал пилотный проект по развитию региональных авиаперевозок

Просмотров: всего 8029, сегодня 4

читать

20.04.2013

Постановление №1212: оценка игроков рынка

В начале 2012 года в силу вступило постановление правительства РФ №1212. На сегодняшний день это один из наиболее эффективных государственных инструментов поддержки региональной авиации

Просмотров: всего 7935, сегодня 7

читать

08.09.2012

На крыло: частная авиация стала ближе россиянам

Каждый день в небо поднимаются сотни легких спортивных самолетов и вертолетов. Вечное стремление человека отрастить крылья помогает преодолевать исторические, экономические и бюрократические барьеры.

Просмотров: всего 8375, сегодня 4

читать

21.08.2012

Авиация не для "чайников"

Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал "Российской газете" о том, появятся ли в наших городах воздушные такси, на какие самолеты должен делать ставку авиапром и стоит ли приглашать на работу в Россию иностранных пилотов

Просмотров: всего 10440, сегодня 7

читать

03.08.2012

"Парк летательных аппаратов ДОСААФ необходимо обновить в течение пяти лет"

Это означает необходимость поставки более 1 тыс. бортов

Просмотров: всего 9503, сегодня 6

читать

Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача

04.07.2012

"Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача"

О проблемах и перспективах авиационных видов спорта в России

Просмотров: всего 9927, сегодня 5

читать

Заход без тяги с разворотом на 180

25.06.2012

Заход без тяги с разворотом на 180

Полезный элемент программы обучения пилотов СВС

Просмотров: всего 10278, сегодня 2

читать

Обложка

18.06.2012

Вышел в свет учебник "Воздушное право"

По мнению эксперта, воздушное законодательство России отстало от передовых законодательств США, Канады, Европы, Китая, Австралии, Сингапура и других стран на 30-40 лет

Просмотров: всего 9358, сегодня 3

читать

06.04.2012

В глубоком штопоре

Информагентство "Нева24" со ссылкой на блогера Рустема Адагамова сообщает, что самолеты в России падают из-за экономии и разгильдяйства

Просмотров: всего 7841, сегодня 4

читать

04.04.2012

Большие ошибки в полете на больших углах атаки

Статья С.А.Микояна о приемах пилотирования при сваливании самолета в штопор - важно помнить всем пилотам

Просмотров: всего 10901, сегодня 3

читать

29.09.2011

Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)

Cтатья "Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)", подготовленная НП "Безопасность полетов" представляет определенный интерес для пилотов АОН

Просмотров: всего 11961, сегодня 2

читать

04.08.2011

Чудо случилось: Аэрокосмический факультет ЮУрГУ начнет готовить пилотов ГА

Теперь Альма-матер уральских любителей авиации будет давать второе образование к инженерному: учить пилотированию

Просмотров: всего 16983, сегодня 3

читать

04.08.2011

Авиабум в Татарстане: число пилотов-новичков выросло в разы

Число желающих сесть за штурвал собственного самолета растет в геометрической прогрессии. Растут и цены – обучение пилота стоит уже 350 тысяч рублей

Просмотров: всего 9573, сегодня 4

читать

29.07.2011

Большие надежды малой авиации

Дать новый импульс развитию транспортной системы страны может малая авиация. Небольшие самолеты, вертолеты, гидросамолеты позволят сделать доступнее заповедные уголки природы. Насколько реален такой проект на Севере?

Просмотров: всего 11980, сегодня 3

читать

04.07.2011

Российские летчики: безответственные лихачи или уникальные асы?

Говорят, что в России "жесткость законов и правил компенсируется необязательностью их исполнения"

Просмотров: всего 7891, сегодня 4

читать

27.06.2011

Маленькие обитатели большого неба

Аэродром «Большое Грызлово» в городе Пущино возник случайно. Как-то вертолетчик Сергей Клименов летел и увидел с небес внизу заброшенную взлетную полосу.

 

Просмотров: всего 9827, сегодня 3

читать

27.06.2011

Стандарты полные разнообразия

Россиянину будет и отрадно и удивительно узнать, что в организации полетов в США царит либерализм, близкий к анархии

Просмотров: всего 9601, сегодня 3

читать

17.01.2011

Летная невменяемость

Почему трагические ошибки в небе ничему не учат?
Непринятие решения об уходе на второй круг или запасной аэродром при посадке в сложных условиях остается самой распространенной ошибкой экипажа в летных происшествиях. Решение в небе должно базироваться на осознании смертельной опасности, а не боязни потерять премию или порицания начальства

Просмотров: всего 8708, сегодня 3

читать

15.12.2010

Прорваться через облака

Команде авиатакси Dexter удалось не просто запустить новый для страны продукт на внутреннем рынке авиаперевозок, но и создать эффективную модель региональной авиации. Интервью с председателем совета директоров управляющей компании «Авиа Менеджмент Груп» Евгением Андрачниковым

Просмотров: всего 8954, сегодня 3

читать

Страницы: [1][2][3][4]