Рубрика: Безопасность полетов и ЛП

06.04.2012

В глубоком штопоре

Информагентство "Нева24" со ссылкой на блогера Рустема Адагамова сообщает, что самолеты в России падают из-за экономии и разгильдяйства. Со специалистом в области авиации Адагамовым согласен и некий "эксперт" Сергей Галкин.

Авторитетные знатоки, таким образом, формируют общественное мнение. Вопрос лишь в том, что ни один специалист никогда не будет делать преждевременных выводов и брать на себя непомерную ношу экспертной оценки, оперируя фактом "одна бабка сказала".

Любая авария и катастрофа имеют системный характер, они - итог событий, которые отдельно друг от друга не могут обернуться трагедией, но все вместе уносят человеческие жизни. Однако в авиации всегда есть главная причина происшествия - самолет тяжелее воздуха. Падать с неба крылатые машины будут всегда, отличие лишь в статистической вероятности инцидента. Есть такое понятие "налет на происшествие", которым оперируют профессионалы, именно оно имеет первостепенную важность при оценке уровня безопасности полетов.

Исходя из статистики Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и National transportation safety board (NTSB), приведу сравнительную характеристику данных о безопасности полетов в РФ и США за последние 10 лет.

Данные, безусловно, не обнадеживают, но причины столь разных показателей лежат даже глубже, чем предполагается многими. Не буду заниматься пересказом причин и формированием выводов, они изложены в докладе МАК, с которым на сайте комитета может познакомиться любой желающий. Я же затрону темы, которые были подняты СМИ в информационном угаре после катастрофы ATR-72.

Безусловно, каждый гражданин формирует свою позицию, оценивая то или иное событие. Одни просто предполагают, размышляют, другие делают преждевременные выводы. К примеру, "эксперт" информагентства "Нева24" Сергей Галкин рассказывает людям о практике наложения на летчиков штрафов за перерасход керосина. Скажу прямо: так называемый "специалист" занимается не чем иным, как популизмом, так как, во-первых, не имеет представления о РПП (Руководство по производству полетов) авиакомпаний, а, во-вторых, оперирует собственными домыслами, которые не имеют под собой оснований. Запас топлива на полет рассчитывается, исходя из учета многих параметров, таких как дальность, высота полета, остаток на повторный заход, навигационный запас топлива и т. д. Процесс этот стандартный именно потому, что в нем учитывается право летчика уйти на второй круг, запасной аэродром, ошибки и непредвиденные ситуации в навигации. Насколько мне известно, со времен катастрофы Ту-154 под Донецком вопрос наказания летчика за топливо, не сэкономленное в полете, не поднимался ни разу.

Другой специалист, Рустем Адагамов, решил оперировать статистикой, которую, видимо, взял из сборника "Одна бабка сказала-2012". С легкой руки блогера были оглашены шокирующие цифры статистики катастроф, которые даже с данными Wikipedia, и то не бились. Как я понимаю, главное было - высказать свое "фи" "кровавому режиму".

Апофеозом пиара стал "сбор специалистов" на одном из ТВ-каналов, где гости и журналисты смогли порассуждать о катастрофе, да и вообще о том, как самолеты летают. Виктор Набутов, к примеру, рассказал всей стране "информацию из первых рук". Хорошо поговорили. Мол, пилоты молодые. Хотелось бы "специалистам" сказать кратко: если у человека нет мозгов, со временем они и не появятся. В авиации первостепенное значение имеют знания и базовые навыки, но никак не "седина".

Так в чем же дело? Почему количество авиапроисшествий в РФ и США примерно одинаково, а число катастроф так разнится?

По-моему, все дело в том, что у нас разные системы подготовки специалистов. Что мы имеем в России? Едва вставшие на ноги аэроклубы, институты гражданской и военной авиации, которые сокращены до минимума. Где брать специалистов?

В США эту проблему решили давно, сделав авиацию доступной для всех желающих. Территория Северной Америки покрыта множеством аэродромов, воздушное пространство открыто для всех, кто хочет прикоснуться к небу. Любой имеет возможность пройти курсы PPL (пилота-любителя), налетать необходимое количество часов и стать кандидатом в пилоты гражданской авиации. В США есть условия конкуренции, выбора наиболее подготовленного пилота из большого числа тех, кто хочет им стать. Соответственно, к работе допускаются лишь те, кто достоин и обладает соответствующими качествами.

Что же мы наблюдаем в России. Несмотря на то, что в последнее время воздушное законодательство претерпело значительные изменения, это не изменило ситуацию кардинально. Малая авиация по-прежнему довольно дорогостоящее удовольствие как для любителей полетов, так и для производителей авиатехники. Прикоснуться к небу могут лишь единицы. Откуда брать пилотов? Конечно, из летных училищ. Как в них поступить? Сложно.

Известно, что в летном училище дают налет на Ан-2, Як-52, Як-18Т и лишь в последнее время туда начала поступать современная техника. Думаю, понятно, что человек, имеющий 150 часов налета на спортивном самолете, не обладает в полной мере навыками для выполнения полета на современном воздушном судне. Кроме того, часто пилоты испытывают трудности в технике пилотирования на предельных режимах, при заходе на посадку в СМУ.

Но главная проблема в том, что авиационное образование - довольно дорогостоящее дело на сегодня. Если оно не доступно широкому спектру населения, то отсутствует прежде всего здоровая конкуренция. Пилотами становятся зачастую не те, кто обладает лучшими качествами, а те, кто располагает финансовыми средствами. Каков путь к росту числа кандидатов в летчики? Доступность. Ее, к сожалению, нет. Соответственно, это сказывается на общем уровне подготовки пилотов.

Мое личное мнение таково, что катастрофы в российской авиации связаны прежде всего с тем, что налицо системные ошибки. В стране огромное количество людей, которые больны авиацией, но дорога для них закрыта. Пока в небо будут идти за деньгами, а не за мечтой, мы не получим достаточного количества специалистов, тех, кто влюблен не только в небо, но и в технику, в свою профессию. Летчика нельзя "назначить", его надо найти, вырастить и беречь. Это достижимо лишь тогда, когда человек сам хочет и желает летать, но не ради финансовых благ, а ради любви к полету.

Чтобы развитие получало производство, система образования, надо дать людям возможность учиться, созидать. Когда возможности ограничены и определяются лишь финансами, когда отсутствует внутренний стержень, система перестает функционировать, ее не подпитывают "мозги". Летчик - это не только здоровье и большая зарплата, это тяжелый умственный труд.

Оцените результаты расследований крайних катастроф. Практически в каждой преобладает человеческий фактор. Задайте сами себе вопрос: почему? Потому что институты не могут набрать качественных студентов, что результат низкого уровня образования, потому что они не могут дать налет, что результат низкого финансирования, потому что люди, желающие летать, не имеют возможности это делать, что результат несовершенства законодательства и игнорирования необходимости развития малой авиации.

Нельзя создать "что-то" из "ничего", тем более летчика. Дорога в небо - долгий путь, требующий знаний, навыков, наличия возможностей. Знания получают сами люди, навыки они приобретают в процессе летной деятельности, а возможности создает государство. Человек управляет техникой, не она им. Именно потому в России катастроф больше.

Об авторе

Игорь Сулим. 25 лет. В прошлом летчик-инструктор бомбардировочной авиации ВВС. В 2008 году с отличием окончил Краснодарское ВВАУЛ, после чего проходил службу в 4-м Центре боевой подготовки и переучивания летного состава, г. Липецк. В 2011 году при поддержке депутатов Госдумы и представителей Общественной палаты инициировал массовые проверки в ВВС на предмет коррупции среди старших офицеров.

Выступает за развитие малой авиации, изменение системы организации деятельности по обеспечению безопасности полетов. Спортсмен-парашютист, парапланерист.

Источник: Российская газета

 

Просмотров: всего 8580, сегодня 1

Обсуждения

05.09.2013

Резервы для совершенствования поршневых двигателей

Публикуем "без купюр" статью о разработке новой конструкции мотора от самодеятельного конструктора

Просмотров: всего 11349, сегодня 1

читать

23.04.2013

Полеты местного значения

2013 год стал переломным для «малой» авиации: 1 апреля стартовал пилотный проект по развитию региональных авиаперевозок

Просмотров: всего 9019, сегодня 0

читать

20.04.2013

Постановление №1212: оценка игроков рынка

В начале 2012 года в силу вступило постановление правительства РФ №1212. На сегодняшний день это один из наиболее эффективных государственных инструментов поддержки региональной авиации

Просмотров: всего 8948, сегодня 1

читать

08.09.2012

На крыло: частная авиация стала ближе россиянам

Каждый день в небо поднимаются сотни легких спортивных самолетов и вертолетов. Вечное стремление человека отрастить крылья помогает преодолевать исторические, экономические и бюрократические барьеры.

Просмотров: всего 9220, сегодня 1

читать

21.08.2012

Авиация не для "чайников"

Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал "Российской газете" о том, появятся ли в наших городах воздушные такси, на какие самолеты должен делать ставку авиапром и стоит ли приглашать на работу в Россию иностранных пилотов

Просмотров: всего 11551, сегодня 1

читать

03.08.2012

"Парк летательных аппаратов ДОСААФ необходимо обновить в течение пяти лет"

Это означает необходимость поставки более 1 тыс. бортов

Просмотров: всего 10483, сегодня 2

читать

Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача

04.07.2012

"Новые самолеты появятся, если будет поставлена государственная задача"

О проблемах и перспективах авиационных видов спорта в России

Просмотров: всего 11015, сегодня 0

читать

Заход без тяги с разворотом на 180

25.06.2012

Заход без тяги с разворотом на 180

Полезный элемент программы обучения пилотов СВС

Просмотров: всего 11316, сегодня 0

читать

Обложка

18.06.2012

Вышел в свет учебник "Воздушное право"

По мнению эксперта, воздушное законодательство России отстало от передовых законодательств США, Канады, Европы, Китая, Австралии, Сингапура и других стран на 30-40 лет

Просмотров: всего 10497, сегодня 0

читать

04.04.2012

Большие ошибки в полете на больших углах атаки

Статья С.А.Микояна о приемах пилотирования при сваливании самолета в штопор - важно помнить всем пилотам

Просмотров: всего 12133, сегодня 2

читать

29.09.2011

Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)

Cтатья "Полеты по правилам визуальных полетов (VFR) в приборных метеорологических условиях (IMC)", подготовленная НП "Безопасность полетов" представляет определенный интерес для пилотов АОН

Просмотров: всего 13390, сегодня 2

читать

04.08.2011

Чудо случилось: Аэрокосмический факультет ЮУрГУ начнет готовить пилотов ГА

Теперь Альма-матер уральских любителей авиации будет давать второе образование к инженерному: учить пилотированию

Просмотров: всего 18259, сегодня 2

читать

04.08.2011

Авиабум в Татарстане: число пилотов-новичков выросло в разы

Число желающих сесть за штурвал собственного самолета растет в геометрической прогрессии. Растут и цены – обучение пилота стоит уже 350 тысяч рублей

Просмотров: всего 10378, сегодня 0

читать

29.07.2011

Большие надежды малой авиации

Дать новый импульс развитию транспортной системы страны может малая авиация. Небольшие самолеты, вертолеты, гидросамолеты позволят сделать доступнее заповедные уголки природы. Насколько реален такой проект на Севере?

Просмотров: всего 12831, сегодня 1

читать

04.07.2011

Российские летчики: безответственные лихачи или уникальные асы?

Говорят, что в России "жесткость законов и правил компенсируется необязательностью их исполнения"

Просмотров: всего 8493, сегодня 0

читать

27.06.2011

Маленькие обитатели большого неба

Аэродром «Большое Грызлово» в городе Пущино возник случайно. Как-то вертолетчик Сергей Клименов летел и увидел с небес внизу заброшенную взлетную полосу.

 

Просмотров: всего 10658, сегодня 0

читать

27.06.2011

Стандарты полные разнообразия

Россиянину будет и отрадно и удивительно узнать, что в организации полетов в США царит либерализм, близкий к анархии

Просмотров: всего 10376, сегодня 0

читать

А.И. Касьянов - Руководитель Ространснадзора

02.05.2011

Итоги работы Ространснадзора в 2010 году

Выдержки из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александра Ивановича Касьянова на расширенной коллегии Ространснадзора, 1 марта 2011г. в сфере гражданской авиации

Просмотров: всего 10110, сегодня 0

читать

17.01.2011

Летная невменяемость

Почему трагические ошибки в небе ничему не учат?
Непринятие решения об уходе на второй круг или запасной аэродром при посадке в сложных условиях остается самой распространенной ошибкой экипажа в летных происшествиях. Решение в небе должно базироваться на осознании смертельной опасности, а не боязни потерять премию или порицания начальства

Просмотров: всего 9427, сегодня 1

читать

15.12.2010

Прорваться через облака

Команде авиатакси Dexter удалось не просто запустить новый для страны продукт на внутреннем рынке авиаперевозок, но и создать эффективную модель региональной авиации. Интервью с председателем совета директоров управляющей компании «Авиа Менеджмент Груп» Евгением Андрачниковым

Просмотров: всего 9755, сегодня 1

читать

Страницы: [1][2][3][4]